В жизни нам много раз приходится делать выбор. Но есть выбор, который мы должны сделать как граждане Российской Федерации, не безразличные к судьбе родной страны. Это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатора Оренбургской области, депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Оренбургской области.
Настоящая памятка позволит ориентироваться в избирательной системе Российской Федерации, основных понятиях и определениях, порядке голосования.
Выборы проводятся на основании положений Конституции Российской Федерации, а также федеральных и региональных законов.
Основным является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие избирательное законодательство не могут вступать в противоречия с этим Федеральным законом.
В Оренбургской области в настоящее время действуют:
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
В избирательном законодательстве применяемые термины и понятия означают:
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования – немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Избирательные комиссии вправе, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законов Оренбургской области, регулирующих избирательное законодательство соответствующая комиссия вправе вынести этому кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Наблюдатель – это «гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума» (пункт 42 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Кандидат, избирательное объединение могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию (далее – УИК) несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении УИК, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одного избирательного объединения.
Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
Помещения для голосования избирательных участков в день голосования открыты для голосования избирателей с 8.00 до 20.00 часов по местному времени.
Каждый избиратель может узнать, включен ли он в список избирателей, в участковой избирательной комиссии по месту жительства лично. Следует учитывать, что участковая избирательная комиссия начинает свою работу не позднее чем за 10 дней до дня голосования.
Принять участие в голосовании можно на избирательном участке по месту жительства, где Вы включены в список избирателей либо вне помещения для голосования в день голосования (т.е. на дому).
В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, лицам, присутствующим на избирательном участке, пустые переносные и стационарные ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов избирателей - при его использовании), которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются).
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, что письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
Каждый избиратель при голосовании на выборах по одномандатному либо единому избирательному округу имеет один голос. При проведении выборов по многомандатному избирательному округу каждый избиратель имеет число голосов, равное числу депутатских мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе, в случае образования на выборах в представительный орган муниципального образования избирательных округов с разным числом мандатов каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании.
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается.
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов избирателей при его использовании.
Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
В 20 часов председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, после чего объявляет об окончании голосования.
Избиратель по уважительной причине (болезнь, инвалидность) может проголосовать дома. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в т. ч. переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление может быть подано избирателем в участковую избирательную комиссию в течение 10 дней до дня голосования и в день голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.
Недействительным считается бюллетень, который не содержит никаких отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений или в котором отметки проставлены в большем числе квадратов, чем предусмотрено законом.
Бюллетенем неустановленной формы считается бюллетень, изготовленный неофициально либо в котором отсутствуют подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью этой комиссии.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в 00-00 по местному времени за сутки до дня голосования.
Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, т.е. с 00-00 часов в день предшествующий дню голосования до 24-00 часов в день голосования, запрещается.
Предвыборной агитацией, совершаемой при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск СМИ, профессиональной деятельности, признаются следующие действия, совершенные неоднократно с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них):
Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением.
Редакции периодических печатных изданий, публикующие агитационные материалы, за исключением учрежденных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, список кандидатов (в том числе их структурными подразделениями) не вправе отдавать предпочтение какому-либо зарегистрированному кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации.
Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием какому кандидату, избирательному объединению была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.
Дословное воспроизведение в СМИ в период избирательной кампании агитационного материала, распространенного в другом СМИ, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск СМИ, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения.
Агитация за кандидата, избирательное объединение оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений запрещается.
Информацию, касающуюся различных аспектов избирательной кампании, можно получить из средств массовой информации, в избирательной комиссии, а также воспользовавшись возможностями телефонной «горячей линией» связи, организуемой избирательными комиссиями.
В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковой избирательной комиссии оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень:
В случае наличия у зарегистрированного кандидата судимости в информационных материалах должны указываться сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.